Yаmï qaγan > Йамы каган (?-614).
Каганский титул: Йамы каган. Собственное имя:?. В кит. источниках: Чымын кехан // Эль ыдук Йамыр кехань (Йамы каган) годы правления 599-614 гг.
В.В.Радлов ссылаясь на сходство знаков «б-й», предполагает, что Йамы каган есть Бумын каган. Yamï qaγan «один тюркский правитель» (Х.Н. Орхун) ; Бумын каган (С.Е. Малов), Г. Айдаров, Yamï qaγan - Т.Текин, Yumi qaγan – Л.Болд. И.Маркварт заявляет, Йамы каган есть Бумын//Тумын, т.е. Или-хан Тумынь (Иль-хан т.е. правитель народа- Н. Бичурин). Имя этого кагана не встречается в других тюркских письменных памятниках, кроме памятника Эль етмиш йабгу, где написано «Ečümüz : apamïz : Jаmï: qaγan: törüt: buluŋuγ: qïsmïš: yïγmïš: yaymïš: basmïs:» [Базылхан, 2005 ].
Изучая текст памятника Кули-чуру В.В.Радлов считает, что Онгинский памятник (Эль етмиш йабгу) был установлен в 649 г. и посвящен Эльтерис (Кутлук) кагану и Эльбильге катуньи. А.Н. Бернштам предполагает, памятник установлен в 704 г. Мочжо, т.е. Капаганом (годы правления 691-716 г.) в честь его старшего брата Эльтериса. Дж. Клоусон заключает, что во времена Капаган, Бильге каганов, этот памятник установлен в честь Ышбара тамган тархана - старшего сына и Алып Эль етмиш Бильге Ышбара младшего сына Эль етмиш йабгу в 731 г. [Clauson G. The Ongin Inscription. Journal of the Royal Asiatic Society.October.1957. pp.175-192]. А.А.Раджабов заявляет, что памятник посвящен одному из помощников Ельтерис кагана Ышбара тамган тархан в 692-689 гг, его родственником Елетмиш йабгу и старшим братом Чур йога [Раджабов А. А. Об Онгинском памятнике // СТ, 1970. № 2. Баку, С. 3-50].
По мнению В.Е.Войтова, в кит. источниках средний брат Ельтерис (годы правления 682-691 г.) кагана Дусифу (Дусипо)//Дуси-бег и Эль етмиш Йабгу одно и то же лицо. [Войтов, 1989, 46-49].
Мы придерживаемся мнения, что старший сын Есбара тамган чур йога и средний сын Алып Эльетмиш Бильге Есбара тамган тархан установили памятник в 719-720 гг. в честь их отца Эль етмiш йабгу. |