«Птица». Древнетюрк. корень qut “благодать”. Семантическое поле формы кут включает құс (птица), құр (глухарь), қыр+ғи (ястреб), құз+ғын (ворон, стервятник), қаз (гусь), сұң+қар (сокол), кез-құйрық (коршун) и т.д., также “құс (птица), қос (пара), қыз (девушка), қыр+қын (девушки)”. Морфема этих названий “двое, пара, двое крыльев”. Изображение птицы встречается во многих древнетюркских памятниках, можно привести сотри примеров: корона Культегина, Бильге кагана, каменные оргаждения, памятник Алтын тамган тархану, каменный курган Кули-чура, и т.д. Формы қар, қыр в словах Қыр+ан (орел), қыр+ғи (ястреб), қар(ы)+ға=қар+ға(ворон), қар+шыға(рябец), қар+лығаш(ласточка), қыр+ғауыл (фазан), сұң+қар (сокол) тоже связаны с корнем құт, құс. Бүр+кiт, т.е. “бөрi(волк)+құт” птица как волк, небесный повелитель. В хакасском бүркiт(беркут) называется каракус, киикчин. В древнетюрк. мировоззрении птица - хозяин неба, небесный покровитель, верховный посланник.
Таким образом, древнетюрк. понимание троичный (Тенри-Человек-Земля) союз предполагает, что власть рождается на небе.
“Teŋiriteg: Тeŋiride: bolmuš: Türük :Bilge :kaγan:” “Тәңірiтектi Тәңірiден болған (Тәңiрлiк) Түрiк Бiлге қаған”, текст памятников Культегину, Бильге кагану. "1. К высшему уровню древнетюркской мифологии относитяся один обьект- Täŋri Тенри что означает “небо” и “бог”. ... высшее божество – небо в древнетюркских текстах харатеризуется как невидимое и не участвующее в повседневных обыденных событиях жизни человека. 2. Umaj – Умай а) чертами женского существа, б) карающая функция; Отношения между обьектами первого и второго уорвней выражается в том что Täŋri соотносится с верхом, небом, Umaj – с низом, землей. 3. К третьему уровню относится Yduq jer sub (священная земля-вода) а) благодательная функция б) карающая функция; 4. К червертому уровню, по-видимому, можно отнести культ предков." (Стеблева И.В. К реконстуркции древнетюркской религиозно-мифологической системы // Тюркологический сборник-1971. М., 1972, 213-226с.) |