|
Этнокультурный словарь | ![](images/h1.jpg) |
|
|
[Kültegin] Күлтегiн |
Значение слова Куль исследователи объясняют «знаменитый, прославленный», «пепел, зола», «море, озеро» и пр.
Это слово в древнетюрк. текстах в форме «Культегин, Культудун, Куличур, Кулуг» имеет одно значение. Это: «көл+iк // күл+iк - искусный наездник, мастер, ловкий наездник на лошади».
В памятнике Культегину особенно детально описываются походы героя верхом, об его конях. Поэтому было принято соединять к слову Куль +
этнокультурные названия - тегин, тудун, чур. Так, Культегин – «Искусный наездник благородного рода». В письменном памятнике особо отмечаются кони, скакуны Культегина.
Причиной тому служит особое отношение кочевников к лошадям, коням. В походах конь является самым верным товарищем, другом воина.
Поэтому среди кочевников вошло в традицию почитание коней, скакунов. Странствующий полководец Тюркского Эля Культегин родился в 685 г. у берегов реки Орхон, в Отюкене.
![](ethno/kultegin-basi.jpg) | ![](ethno/kultegin-basi.gif) |
Голова мраморной скульптуры Культегина. 732 г. Монголия, р.Орхон. «Хочо цайдам». (Чертеж Д.Баяра). |
Второй сын Кутлык (Елтерис) кагана, родной младший брат Бильге кагана. Мать - Ельбильге катун. Культегин был самым выдающимся вождем, героической личностью в истории кочевников.
В кит. источниках «Кюе-деле//Кюе-целе». Он равен великим каганам как «Модун, Чингиз, Бату», даже не являясь каганом был самым крупным полководцем Тюркского Эля,
смог объединить всех кочевых этносов под синим знаменем, сохранить преемственность и традиции кочевой империи, гениальный муж, выдающаяся личность.
Не было человека, который смог бы противостоять его мечу.
![](ethno/kultegin.jpg) | ![](ethno/kultegin-rec.jpg) | ![](ethno/kultegin-rec1.jpg) |
Реконструкция скульптуры Культегина (Н.Базылхан, 1998ж.) |
Реконструкция стелы Культегина (Н. Базылхан, 1998ж.) |
Когда Культегину было 7 лет, умер его отец Кутлык (который правил в 680-692 гг.). После чего на трон кагана садится брат отца Капаган (692-716 гг.).
В 716 г. Культегин и Бильге смещают с трона младшего брата Капагана – Богу и правление берет в свои руки Бильге (716-734 гг).
Культегин был бесстрашный военачальник с 16 лет, сумевший подчинить огузов, киданей, татабов, табгачей (китай), киргизов, тюргешей, согдийцев и др. народы. |
Искать в базе данных |
Данное слово встречается в cледующих текстах |
Күлтегiн ғұрыптық кешені және бiтiктасы |
27 |
|
| tijin: Türük: budun: üčün: tün udïmadïm: küntüz: olurmadïm: іnim: Kültegin birle: eki šad: birle: ölü jitü: qazγandïm: anča qazγanïp: bіrіki: budunïγ: ot sub qïlmadïm: /men... jersayu /
| | ради тюркского народа, я не спал ночью, и не сидел днем. Вместе с моим младшим братом, Культегином, два шада, работали до полного изнеможения, и я победил. Столь много приобретая, я не позволял народу расколоться на двое как огонь и вода. / я …. земля покровительство/ | Бiлге қаған ғұрыптық кешені және бітіктасы |
21 |
|
| ögüm qatunïγ: kötürіgme: Teŋіri: Еl bеrigme: Teŋіri: Türük: budun: atï küsü: yoq bolmazun: tijin: özümüz: ol Teŋіri: qaγan: olurtadï erinč: neŋ yïlïsïγ: budunta: üze: olurmadïm: ičre ačsïz: tïšra: tonsuz: yabïz yablaq: budunta: (üze: olurtum: inim Kül) tegin eki šad: birle: sözlešdimiz: аqaŋïmïz:
| | и мою мать-мачеху катун, и который предоставил им государство, чтобы имя и слава Тюркского народа не погибло, (тот Тенгри) возвел на престол (меня). Я отнюдь не сел править богатым народом; (напротив,) я стал правителем бедных и несчастных людей, у которых внутри не было пищи и снаружи одежды. Я и Культегин, мой младший брат, посовещались. Чтобы имя и слава народа, которыми правил наш отец |
|
Также смотрите словарь древнетюркский - казахский.
|
|
|
|
|
Идея создания историко-культурного фонда в электронном виде основана впервые опубликованному научному изданию "Секции Востоковедения" Института востоковедения им.Р.Б.Сулейменова по государственной программе "Культурное наследие" в 2005 г:
"Қазақстан тарихы туралы түркі деректемелері" сериясының 2-томы
Н.Базылхан "Көне түрік бітіктастары мен ескерткіштері (Орхон, Енисей, Талас)"
Алматы: Дайк-Пресс. 2005, 252 б. +144 бет жапсырма.
Главные редакторы: д.и.н., проф. М.К.Абусеитова, д.ф.н., проф. Б.Бухатулы.
Выражаем признательность директору Института востоковедения им. Р.Б.Сулейменова профессору Абусеитовой Меруерт Куатовне за оказанную помощь.
|
|