TÜRIK BITIG
Комитет по языкам Министерства культуры и информации
қазрусeng
Поиск:
Где искать:
Начало Памятники Учебник Словарь Помощь
Разделы
Древнетюркские письменные памятники
Обучение древнетюркскому письму
Этнокультурный словарь
Ресурсы
Помощь
Контакты
Типы памятников
Орхонские
Енисейские
Таласские
Турфанские
Алтайские
Казахстанские
Ферганские
Источники
Буквы
Словарь
Поиск
Карты
Экспонаты музеев
Статьи
Литература
Поддержка шрифта
Карта сайта
  Этнокультурный словарь
[qus] құс
«Птица». Древнетюрк. корень qut “благодать”. Семантическое поле формы кут включает құс (птица), құр (глухарь), қыр+ғи (ястреб), құз+ғын (ворон, стервятник), қаз (гусь), сұң+қар (сокол), кез-құйрық (коршун) и т.д., также “құс (птица), қос (пара), қыз (девушка), қыр+қын (девушки)”. Морфема этих названий “двое, пара, двое крыльев”.
Изображение птицы встречается во многих древнетюркских памятниках, можно привести сотри примеров: корона Культегина, Бильге кагана, каменные оргаждения, памятник Алтын тамган тархану, каменный курган Кули-чура, и т.д.
Формы қар, қыр в словах Қыр+ан (орел), қыр+ғи (ястреб), қар(ы)+ға=қар+ға(ворон), қар+шыға(рябец), қар+лығаш(ласточка), қыр+ғауыл (фазан), сұң+қар (сокол) тоже связаны с корнем құт, құс. Бүр+кiт, т.е. “бөрi(волк)+құт” птица как волк, небесный повелитель. В хакасском бүркiт(беркут) называется каракус, киикчин.
В древнетюрк. мировоззрении птица - хозяин неба, небесный покровитель, верховный посланник. Таким образом, древнетюрк. понимание троичный (Тенри-Человек-Земля) союз предполагает, что власть рождается на небе.
“Teŋiriteg: Тeŋiride: bolmuš: Türük :Bilge :kaγan:” “Тәңірiтектi Тәңірiден болған (Тәңiрлiк) Түрiк Бiлге қаған”, текст памятников Культегину, Бильге кагану.
"1. К высшему уровню древнетюркской мифологии относитяся один обьект- Täŋri Тенри что означает “небо” и “бог”. ... высшее божество – небо в древнетюркских текстах харатеризуется как невидимое и не участвующее в повседневных обыденных событиях жизни человека. 2. Umaj – Умай а) чертами женского существа, б) карающая функция; Отношения между обьектами первого и второго уорвней выражается в том что Täŋri соотносится с верхом, небом, Umaj – с низом, землей. 3. К третьему уровню относится Yduq jer sub (священная земля-вода) а) благодательная функция б) карающая функция; 4. К червертому уровню, по-видимому, можно отнести культ предков." (Стеблева И.В. К реконстуркции древнетюркской религиозно-мифологической системы // Тюркологический сборник-1971. М., 1972, 213-226с.)
Искать в базе данных
Данное слово встречается в cледующих текстах
Or. 8212 (161) "Ырық бітік" қолжазба кітабы
3

altun : qanatlïγ : talïm : qara : qus : men: tanïm : tüsi : taqï : tükemezken : taluyda : yatïpan : tapladuqumin : tutar : men : sebdüqumin : yiyür : men: antag : küčlüg : men: anča : biliŋler : adgü : ol.

Я – черный орел с золотыми крыльями. Хотя я еще не окреп, ловлю на море нравящееся мне и ем мое любимое. Так я силен. Знайте так: это – хорошо!
Также смотрите словарь древнетюркский - казахский.
Идея создания историко-культурного фонда в электронном виде основана впервые опубликованному научному изданию "Секции Востоковедения" Института востоковедения им.Р.Б.Сулейменова по государственной программе "Культурное наследие" в 2005 г: "Қазақстан тарихы туралы түркі деректемелері" сериясының 2-томы Н.Базылхан "Көне түрік бітіктастары мен ескерткіштері (Орхон, Енисей, Талас)" Алматы: Дайк-Пресс. 2005, 252 б. +144 бет жапсырма. Главные редакторы:
д.и.н., проф. М.К.Абусеитова, д.ф.н., проф. Б.Бухатулы.
Выражаем признательность директору Института востоковедения им. Р.Б.Сулейменова профессору Абусеитовой Меруерт Куатовне за оказанную помощь.


Памятники Учебник Этнокультурный словарь Простой словарь Ресурсы Поиск Контакты
қазрусeng
© Абай атындағы Қазақ Ұлттық педагогикалық университет.
Қазақстан Республикасы Мәдениет және ақпарат министрлігінің Тіл комитеті тапсырысы бойынша жүргізілген
"Жазба және этноархеологиялық деректемелер бойынша қазақ тілінің тарихи-мәдени ақпарат көздерін жасау" жұмысы шеңберінде жасалған.