Eb > Еб (войлочный дом). Действительно, можно заметить, что знак eb- появился в результате идеограммы шалаша, лачуги.
Естественно возникновение вопроса: отличались ли тюркские войлочные дома от юрт казахов, кыргызов, монголов, и насколько? В китайских источниках сообщения: « 1.живут в палатках и войлочных юртах, переходит с места на место, смотря по достатку в траве и воде, 2. вход в его ставку с востока, из благоговения к старне солнечного восхождения, 3. Могилян велел подать вина, и сидя в палатке с ханьшею, Кюе-деле и Туньюгу…» (перевод Н.Бичурина) указывает на то, что речь идет о войлочных юртах. («...Именно кочевой образ жизни способствовал созданию переносного жилища, а в условиях евразийских степей- его развитию от простых форм (шалаша) до совершенной его конструкции (юрты). ...О форме жилища населения Западно-Тюркского каганата (VIIв.) можно судить по подкурганным погребальным постройкам , которые отражали быт, экономический уклад, религию средневековых насельников Казахстана. … Факты потверждает что, юрта возникла в среде тюрков. ...Юрта состоящая из решетчатой сборно-раздвижной решетки – основной конструкции этого переносного жилища, - купольных жердей и верхнего круга, возникла в середине I тысячелетия н.э. в тюркской среде. Этот древнетюркский тип в дальнейшим совершенствовался и приобрел этнические особенности в среде тюрко-монгольских народов...Но наиболее древнее название юрты бытует среди жителей Восточного Казахстана, что было нами обнаружено в этнографической экспедиции. Здесь юрта называется по ее основной части конструкции – кереге – сборно-раздвижной решетке (стенке). // Алимбай Н., Муканов М.С., Аргынбаев Х. Традиционная культура жизнеобеспечения казахов. Очерки теории и истории. Алматы., 1998. С.113,119, 121, 122.), (Радлов В.В. Из Сибири. Страницы дневника. М., 1989. ; Харузин Н.Н. История развития жилища кочевых и полукочевых тюркских и монгольских народностей России // Этнографическое обозрение М., 1896. с 1-3; Попов А.А. Историко-этнографический атлас Сибири М.,Л. 1961.; Муканов М.С. Казахская юрта Алма-Ата, 1981.; Вайнштейн С.И. Проблемы история жилища степных кочевников Евразии //Советская этнография. 1976. с 4. ; Вайнштейн С.И. Мир кочевников центра Азии М., Наука 1991. ; Майдар С. Монгол гэрийн үүсэл гарал Улаанбаатар, 1976.; Алимбай Н. , Муканов М.С., Аргынбаев Х. Традиционная культура жизнеобеспечения казахов. Очерки теории и истории. Алматы., 1998.). На монгольском ger > гэр. (Б. Базылхан Қазақ және моңғол тілдерінің салыстырмалы тарихи-грамматикасы. Морфология, Алматы, 2000. 34-35, 54, 77, 83 б). |