TÜRIK BITIG
Комитет по языкам Министерства культуры и информации
қазрусeng
Поиск:
Где искать:
Начало Памятники Учебник Словарь Помощь
Разделы
Древнетюркские письменные памятники
Обучение древнетюркскому письму
Этнокультурный словарь
Ресурсы
Помощь
Контакты
Типы памятников
Орхонские
Енисейские
Таласские
Турфанские
Алтайские
Казахстанские
Ферганские
Источники
Буквы
Словарь
Поиск
Карты
Экспонаты музеев
Статьи
Литература
Поддержка шрифта
Карта сайта
  Этнокультурный словарь
[Türük esir budun] Түрүк есір бұдұн
Народ Тюрков есиров.
Некоторве ученые читают слово «Sir»(В.В. Радлов, Х.Н. Орхун, С.Е. Малов, Б. Базылхан и др). Этимология слова сир = се (в кит. источниках: “Уже в “Тан-шу” сказано, что племя (несомненно “сиры” надписи в честь Тонюкука) покорив племя яньто и слившись с ним, стало называется се-янь-то”. // См.: Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край.Л, 1926. Том-2. С. 284 ; sie –yen-to (=sir tardus) - T.Tekin Tunyukuk yaziti Ankara, 1994.s. 3, 27, 64. ).
Сир // кипчаки («Ситуационная однозначимость употребления этнонимов сир и кывчак-кыбчак в тюркскихи уйгурском рунических памятниках, весьма близких по времени написания и полемизирующих друг с другом, свидетельствует, что оба этнонима, древний и новый , некотрые время сосуществовали и были понятины читателями текстов» // Кляшторный С.Г. Кипчаки в рунических памятниках //Turcologica –1986. Л.,1986. С.153-154.). Сир // хороший (прекрасный: «sir (?sir) except for possible occurrentes in I E-34 and Ix -21 (see 2 irkin) this wor occurs only in T in the phr.quoted below. Varios explanations have been suggested ; the most plausible is that put forward by. Aalto in Journal de la societte Finno-Ougrienne XL , p.51. that it is Sogdian word fyr, “beautiful, good” Turku VIII Turku (PU) sir budun “the good (?) Turku people» // Clauson S.G. An etymologial Dictonary of Pre- Thirteenth- Centryry Turkisch. Oxford, 1972. pp.842-843).
Есир // пленник (Айдаров Г. Язык орхонских памятников древнетюркской письменности VIII века. Алма-Ата, 1971). Слово в значении «жесiр - вдова, есiр» см.: Радлов В.В. Опыт словарей тюркских наречии.Т-1. Санкт-Петербург, 1899. С. 876. - «есiр» < араб jesir. 1. Пленник, военнопленник, 2. невольный; Будагов Л. Сравнительный словарь турецско-татарских наречий. Т-1. Санктпетербург, 1869. С.48 - асир 1. «пленный,пленник», 2. жесiрiм жесiр бие; Баранов Х.К. Арабско-русский словарь. М., 1958. С. 39. - «асир» – “пленный, пленник»; Рустемов Л.З. Казахско-русский толковый словарь арабско-иранских заимствованных слов . Алма-Ата, 1989. С.111. - «жесiр»; Karšilaštirmali Turk Lehceleri sozlugu-1. Ankara,1991.s. 222-223. – «Esir, totkon, tutkun, totqin, yesir».
Сiр // шир (персид.: лев: есть предположения, что сир - в персидском означает лев, его женская ветвь катун фратрии-земля. (Ю.А. Зуев, С.Каржаубай). Ю.А.Зуев: “Рунические написание предполагает чтение šir или sir . Имеется его китайская транскрипции ши (< siet< šir) и следовтельно, первые чтение предпочтительнее. Есть и его тюркский эквивалент арслан “лев”. Среднеперсидский термин šir религиозный , своим появлении в тюркской среде он обязан принятию манихейского вероисповедания верхушкой среда тюркских племен в VII-VIIIвв... При этом цариынское племя Эдиз, известное в источниках под манихейскими названием аштак (кит.ашидэ) и шир, согласно традициями материнского права, считалось собственником земли и народа как семьи. Его династийной (катунской) ветвью были тюрки-ширы представитель которых канцлер (айгучи- “советник”) главнокомандуюший Тоньюкук в своей прижизненной надписи связывал их с обладением землей: türk: šir budun:jeri “земля народа тюрков–широв (Тон.11,60) ...Главной идеей стелы является мысль о необходимости полезности и вечности соправления ашина ( kök türk ) и аштак (türk šir), “каган-катун”» // Зуев Ю.А. Ранние тюрки : очерки истории и идеологии. Алматы, Дайк-пресс. 2002. С.79,168-169,215.;
Есир // беркут ( в тувинском: езир - «беркут, орел» : «Sir- тюрков-“сиров” (точнее: тюрков –эсиров “орлов”» // Аманжолов А.С. История и теория древнетюркского письма. Алматы, “Мектеп” .2003. С. 176,180.).
Есир // исер - сиденье, трон. В древнемонг. «eseri//esiri > исер » - низкое раскладывающееся сиденье без спинки, удовное для кочевки. Д.Баяр провел обосновательные исследования скульптуры сидевших на таких стульях монгольских аристократов, (в кит. «хучуан» переняли у гуннов - Г.Сүхбаатар) и приводил много исторических фактов о том, что табурета покрытая шкурой тигра была особо почетным символом монгольских ханов. // Д.Баяр Монголчуудын чулуун хөрөг XIII-XIV зуун. Улаанбаатар, 2002, 128-133 б.
Из всех предложенных уместны предположения «езир//беркут, есир//трон». Но невозможно утверждать однозначное значение данного слова. В тувинском: эзир 1. «орел» 2. «орлиный» (Тувинско-русский словарь. М.,1995. С.578.), тофа: esіr «орел» (Рассадин В.И. Фонетика и лексика тофаларского языка. Улан-Уде, 1971. С. 183.), якутский: эсир «птица наподобые журавля». Но по хакасский орел - «харахус, кийкчiн», чувашский: «перкет, карапчал», карачае-балкарский: «мыллықчы куш, куш», в других тюркских языках, башкуртский: бөркөт, казахский: бүркiт, кыргызский: бүркүт, узбекский: бүргүт, татарский: бүркiт, туркменский: бүргүт, уйгурский: бүркүт, осман-турецкий: қартал, азербайжанский: ғартал (Karšilaštirmali Turk Lehceleri sozlugu-1. Ankara,1991.s. 446-447). «Чiр - птица, летающая стаями» - (Радлов- ОСТН-1. 2122). Поскольку в большинстве тюркских языков используется слово «бүркiт», поэтому esіr - «эзир» // орел (тува, тофа) не может служить исчерпывающим доказательством происхождения этого слова. Тем не менее, изображение прицы на короне Культегина и Бильге кагана могут быть связаны с семантикой слова «esir// есір».
Но использование слова в определенном порядке Türük: Esir budun: можно предположить «Түрiк Есір (ер тақты, орындықты) бүтін (халық) - Тюркский тронный народ». Еще одно доказательство: в хакасском изер – седло лошади. Тогда изер (изер- «седло», (хазах изерi - кавалерийское седло, сойан изерi - тувинское седло, тадар изерi - хакасское седло, изер ат - «оседланный кони»), изер ат - «название снаряженной лощадь, которую дарят родители молодой во время ее первого проезда на «торгин» // Бутанаев В.Я. Хакасско-русский историко-этнографический словарь. Абакан, 1999. С.31-32).
Искать в базе данных
Данное слово встречается в cледующих текстах
Тұнық-ұқ ғұрыптық кешені және бiтiктасы
62

Türük Bilge: qaγan: Türük Еsir budunïγ: Oγuz budunïγ: egіdü: olurur:

Тюркский Бильге каган, народ благородных Тюрков, народ Огузов жили и возвысились!
Также смотрите словарь древнетюркский - казахский.
Идея создания историко-культурного фонда в электронном виде основана впервые опубликованному научному изданию "Секции Востоковедения" Института востоковедения им.Р.Б.Сулейменова по государственной программе "Культурное наследие" в 2005 г: "Қазақстан тарихы туралы түркі деректемелері" сериясының 2-томы Н.Базылхан "Көне түрік бітіктастары мен ескерткіштері (Орхон, Енисей, Талас)" Алматы: Дайк-Пресс. 2005, 252 б. +144 бет жапсырма. Главные редакторы:
д.и.н., проф. М.К.Абусеитова, д.ф.н., проф. Б.Бухатулы.
Выражаем признательность директору Института востоковедения им. Р.Б.Сулейменова профессору Абусеитовой Меруерт Куатовне за оказанную помощь.


Памятники Учебник Этнокультурный словарь Простой словарь Ресурсы Поиск Контакты
қазрусeng
© Абай атындағы Қазақ Ұлттық педагогикалық университет.
Қазақстан Республикасы Мәдениет және ақпарат министрлігінің Тіл комитеті тапсырысы бойынша жүргізілген
"Жазба және этноархеологиялық деректемелер бойынша қазақ тілінің тарихи-мәдени ақпарат көздерін жасау" жұмысы шеңберінде жасалған.